В апреле Наталия Игоревна дала эксклюзивное интервью!
«Кто это? Вон, плывет…» — «А, это Лидка с параллельного потока». — «Лида… Удивительная девушка…» Ее появление на большом экране было наваждением. 19-летняя Наталия Селезнева в замедленной съемке сбегала по ступенькам Политехнического института, размахивая сумочкой… Высокая, легкая, в белом платье, «хорошая девочка Лида» была юна и прекрасна, как мечта.
Бровки домиком, широко распахнутые, чуть удивленные глаза, наивная детская улыбка. «Девочка, сошедшая с облаков», — скажут о ней позже.
Девушка с веслом
В те годы слово «звезда» для актеров было скорее оскорбительным, а к легкой кинославе большинство относилось с некоторым презрением. Но это не отменяет той всенародной любви, которая обрушилась на Наталию Селезневу после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Чтобы понимать грандиозные масштабы популярности актрисы, достаточно одного факта. Гайдаевская комедия появилась на экранах в 1965 году и за год проката собрала рекордное количество зрителей — 69 миллионов (!), заняв первое место по посещаемости за всю историю советского кинематографа.
Селезневу узнали, полюбили, ею восхищались. Стройная длинноногая Наталия сделала доселе невиданное: разделась перед камерой, оставшись в одном купальнике — красном, спортивном, дико модном. Легко, раскованно и в то же время целомудренно, за что ее много позже назовут первым секс-символом СССР.
Какой секс-символ? Ты что?! Ну, разделась я в кадре… Это еще ни о чем не говорит. Нет-нет, ко мне это определение не подходит стопроцентно», — смеется Наталия Игоревна сейчас. И добавляет с улыбкой: «Я пришла в театр в 66-м, и первая моя роль была в пьесе «Василий Теркин» — «девушка с веслом». Статуя в парке. На мне были белые колготы, белые трусы, белая майка. Я стояла на постаменте, а в руках держала белое весло. Так что я больше «девушка с веслом», чем секс-символ».
Пока в Театре Сатиры под управлением гениального и строгого Валентина Плучека потихоньку раскрывалась актриса Наталия Селезнева, на телевидении начался первый советский ситком — юмористическая передача «Кабачок «13 стульев», ставшая абсолютным ТВ-шлягером для нескольких поколений. Говорят, это была любимая передача Брежнева, и совершенно точно можно сказать — когда начинался «Кабачок», столичные улицы пустели.
Героиня Селезневой — жизнерадостная пани Катарина — была первой модницей кабачка, и наряды, в которых она появлялась на экране, горячо обсуждались всей женской половиной Советского Союза. Восхищенный зритель, конечно, не подозревал, каких нервов стоил актрисе каждый новый образ. Однажды Селезнева надела ультракороткую юбку мини, как у Твигги (ее привезла из Парижа подруга актрисы), и… лишилась гонорара за серию. Кассир так и сказала: «Вы наказаны за слишком короткое платье!».
Она фактически стала законодательницей мод. Ее образ в другой комедии Гайдая, «Иван Васильевич меняет профессию», — просто образец стиля 70-х. «Ах, боярыня, красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна…» — говорит Иван Грозный (Юрий Яковлев), глядя на легкомысленную жену Шурика Зину — в брючном костюме, шляпке и кокетливых кудрях.
А я никогда не была тряпичницей, такой, какими были мамины подруги, например, — говорит Наталия Игоревна. — Может, потому, что мне все соответствовало. Хорошая фигура, молодость. Что ни надень, все сидит. Даже одно хорошенькое платьице, какие-то туфельки, и ты уже довольна собой, жизнью, тем, что на тебя надето. Когда попала за границу, увидела огромное количество разноцветного девичьего белья — мечта каждой девушки, — и я своим глазам не поверила. У меня одна мысль была: а зачем? Если есть розовое, зачем же еще и сиреневое? Просто не была подготовлена к тому, чтобы воспринимать это как норму. Я чувствовала себя Алисой в Стране чудес… В моей жизни гламуром не пахло. А представление обо мне было на экране именно такое. Ну и хорошо, потому что поколение в этом нуждалось.
Мамина дочка
Дочь фотожурналиста Игоря Селезнева и художницы Елены Полинковской — она с самого детства умела работать на камеру. Еще шестилетним ребенком дебютировала в театре и первую роль в кино получила в восемь лет, по желанию сценариста картины — самой Агнии Барто. Но ни съемки в кино, ни игра на самой большой сцене страны — в Театре Советской Армии — не затмили яркие впечатления самого раннего детства.
Когда Селезневой было три, ее горячо любимая мама заболела брюшным тифом:
Меня отдали жить к бабушке, папиной маме, на Грузинскую. Она вместе с другими родственниками жила в деревянном доме, одноэтажном, окна выходили практически на стены зоопарка. Дрова лежали в коридоре. Стоял такой специфический запах вот этих всегдашних дров, десятилетиями лежавших, чтобы печку топить. В той семье все были музыканты, и вот в десятиметровую комнату втащили рояль… И все спали под роялем, вповалку, я даже очень любила спать под роялем… Мама болела долго, а я была очень привязана к маме, мне было очень страшно, что я не с нею, а в другом месте.
Меня крестили, я до сих пор вот ношу ладанку, которую мне отец отдал. Верующая была очень семья. Бабушка мне велела молиться за здоровье мамы, объяснила, как и почему, и сказала, что только Боженька мне может помочь, чтобы мама выздоровела. Я с таким усердием молилась, часами стояла на коленках и молилась. Бог услышал мою молитву — мама выздоровела. Вот это такой яркий момент моей жизни. Я очень хорошо помню все… Например, свое маленькое такое байковое платье, из которого я выросла. Почему-то тогда дети всегда носили все, из чего они выросли. Коленки были открыты, рукава коротки…»
В прошлом году Селезнева отметила юбилей — ей исполнилось 70. Народная артистка по-прежнему служит в Театре Сатиры — этой осенью начнет свой 50-й сезон. Продолжает сниматься — редко, тщательно выбирая проекты. Всегда готовится к роли, детально продумывая образ. У себя дома, на Тверской, 9, где мы беседуем, показывает свежую фотографию:
Пригласили играть в многосерийный фильм. Интересная героиня, такая сумасшедшая. Говорит, к ней Саша Пушкин в гости ходит. Паша Каплевич создал мне образ. Смотри, какой грим — круглые тонкие брови, губки из 20-х, какой костюм — кимоно в птицах, брюки и белые кроссовки… Класс! Если режиссер согласится, буду сниматься так, нет — ну и ладно. Придирчивая к каждому сценическому костюму, в жизни Наталия Игоревна чаще надевает удобные туфли без каблука, черные брюки, того же цвета водолазку и плащ.
Самым вкусным считает жареную картошку и чай с лимоном, своим недостатком называет доверчивость, а главной своей чертой — любовь к ближнему (Селезнева состоит в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ и с 2014 года является помощником уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова). К своей популярности относится с иронией, цитирует Пастернака — «быть знаменитым некрасиво», а порой, кажется, даже по-детски стесняется, вспоминая:
Когда мой класс пошел смотреть фильм «Алеша Птицын вырабатывает характер» (первая роль Селезневой, в картине по сценарию Агнии Барто. — Ред.), один мальчик, который мне нравился, сказал, что «фильм плохой, и ты плохая», и обозвал меня «артисткой»… Вот ты говоришь о славе моей, звездой называешь. Что ты?! Мне даже стыдно об этом думать. Майя Плисецкая, Лео Бокерия, Мстислав Ростропович, Дмитрий Лихачев… Звезды — те люди, чьи имена останутся в летописи, кто перешел в ранг национального достояния. Личности, без которых не может обойтись человечество. Пожалуй, вот так я закручу…
Эталон почти
К юбилею Наталии Селезневой Театр Сатиры выпустил небольшую брошюру с фотографиями ее лучших кино- и театральных работ (она сыграла в 60 фильмах и десятках спектаклей), с короткой автобиографией и поздравлениями от художественного руководителя Александра Ширвиндта. Это поздравление хочется привести дословно, потому что, кажется, никто так хорошо еще не сформулировал про нее главного:
Наталия Игоревна Селезнева — удивительная особь в сонмище растиражированной стереотипной серятины. Индивидуальность это не модный «брэнд», говоря сегодняшним птичьим языком. Индивидуальность — это уникальность. Комплекс завидной полноценности в этой даме: красивая без ужасов диет и подтяжек. Всегда молодая и при этом почему-то умная, что практически не совместимо. Сказочно длинноногая при единственном муже — явление, достойное книги Гиннеса… Яркая актриса, общественный деятель, ярая футбольная ЦСКовская болельщица. Бизнесвумен и еще чего-то вумен… и… при этом сентиментально ранимая и безотказно преданная друзьям. Почти эталон!