Cотрудники отдела научной экспертизы Третьяковской галереи обнаружили два изображения под знаменитым “Черным квадратом” Казимира Малевича. По данным, обнародованным музеем, под авторской копией работы из коллекции Третьяковской галереи находятся два рисунка в цвете.
«Известно, что под изображением “Черного квадрата” было некое нижележащее изображение. Мы выяснили, что таких изображений два. И доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под “Черным квадратом”, цвет которого вы видите в кракелюре, — это протосупрематическая композиция», — рассказала научный сотрудник отдела Екатерина Воронина.
“Черный квадрат” был создан в 1915 году. Известно, что в начале творческой карьеры Малевич был склонен к влиянию кубизма, поэтому, можно предположить, что кубофутуристическая композиция была создана в начале 1910-х. Таких полотен в арсенале Малевича несколько.
Протосупрематическая композиция − образец зрелого творчества Малевича, зарекомендовавшего художника как ведущего супрематиста в авангардном искусстве. Подобная протосупрематическая композиция 1916 года была продана на Sotheby’s за 60 млн долларов в 2008 году.
Также удалось расшифровать надпись на картине, сделанную, по мнению экспертов, самим художником. Малевич отличался весьма неразборчивым почерком, но, несмотря на некоторые стертые буквы, экспертам удалось распознать фразу “Битва негров в темной пещере”.
Надпись искусствоведы называют аллюзией на картину французского писателя Альфонса Алле “Битва негров в глубокой пещере темной ночью”. Альфонс Алле известен как “тайный” родоначальник концептуализма и минимализма в литературе, живописи и даже в музыке. Параллели между творчеством Малевича и Алле проводились не случайно: французский абсурдист оказал значительное влияние на супрематизм своей “монохромной живописью” (белые, красные и зелёные прямоугольники).