Оказывается, под картинами некоторых известных художников скрываются другие изображения. Иногда, если внимательно присмотреться, то они видны невооружённым глазом. Но чаще их находят искусствоведы во время изучения полотен известных мастеров или реставраторы, работающие над восстановлением полотен. В нашем обзоре шесть интереснейших случаев, когда картины таили в себе скрытые образы.
Отвечая на вопрос о скрытых картинах, учёные отмечают, что причины их появления на известных полотнах различны. Иногда художнику просто не нравился первоначальный вариант, иногда картину приходилось перерисовывать из-за общественного мнения, а случалось и такое, что художники оказывались в бедственном финансовом положении, не могли позволить себе купить новый холст, и для своих новых работ использовали старые.
1. Бюст монарха на картине Жана Огюста Энгра
*Портрет Жака Марке, барона де Монбретон де Норвен* Жан Огюст Энгр.
В левой части полотна французского неоклассического художника Энгра «Портрет Жака Марке, барона де Монбретон де Норвен» (1811-12), на котором изображен начальник полиции в Риме после завоевания города Наполеоном, даже невооруженным глазом можно заметить бюст головы ребенка. Считается, что это бюст головы сына Наполеона, которого отец провозгласил королем Рима. В 1814 году, когда Наполеон окончательно потерпел поражение и отрекся от трона, Энгр закрасил картину по политическим мотивам, а поверх нее написал новую.
2. Женщина на картине Пикассо «Старый гитарист»
Старый гитарист. Пикассо.
У Пабло Пикассо в 1901-1904 годах был сложный период, когда у него не было денег даже на то, чтобы купить новые материалы для работы. Зачастую он загрунтовывал старые холсты и использовал их для создания новых картин. Одним из самых известных примеров пентименто в работах Пикассо является картина «Старый гитарист», на которой была обнаружена закрашенная фигура женщины.
Фрагмент картины Пикассо.
Искусствоведы и ранее замечали нечеткий контур за изогнутой шеей гитариста, но только просветив картину рентгеновскими лучами удалось выявить старое изображение женщины, которая кормит маленького ребенка, а рядом с ними изображены бык и овца.
3. Бородатый человек на картине Пикассо «Голубая комната»
Голубая комната. Пикассо.
На картине Пикассо «Голубая комната», написанной в 1901 году, также кроется секрет, выявленный недавно при помощи инфракрасной оптической томографии. Если поставить картину вертикально, под слоем краски обнаруживается некий бородач с множеством колец на пальцах.
4. Бретелька на картине Джона Сингера Сарджента «Портрет мадам Х»
Портрет мадам Х. Дж. Сарджент.
«Портрет мадам Х», который выставлен в музее Метрополитен, считается иконой стиля благодаря простой черной одежде изображенной на нем дамы, ее статной фигуре и надменному выражению лица. Тем не менее, в свое время этот портрет считался скандальным оскорблением благопристойности и очень негативно повлиял на карьеру художника в Европе.
Женщина на портрете — известная парижская светская красавица Виржини Готро. Бледность ее кожи, которая считалась эталоном красоты в то время, побудила одного современного критика назвать оттенок кожи Готро «трупным». Достигался этот эффект благодаря приему мышьяка. Также Готро подкрашивала волосы хной для большего контраста. Сарджент для подчеркивания необычной красоты Готро изобразил ее в черном платье, одна из бретелек которого кокетливо упала на плечо.
Когда портрет был впервые выставлен в Парижском салоне, общественность взорвалась негодованием, поскольку полуспущенную бретельку нашли весьма непристойной. В итоге Сарджент переписал эту деталь платья, подняв ее на плечо.
5. Женщина у окна
Женщина у окна.
В Национальной галерее в Лондоне в процессе восстановления полотна 1500-х годов неизвестного художника обнаружился необычный «макияж». Оказалось, что блондинка на картине — на самом деле брюнетка, а цвет ее волос был переписан художником поверх оригинала. Сегодня картина была восстановлена в первоначальном состоянии и размещена в Национальной галерее.
6. Кит на картине Хендрика ван Антониссена «Пляжная сцена»
Пляжная сцена. Хендрик ван Антониссен.
Когда эта голландская живопись семнадцатого века была подарена Музею Фитцуильяма, то на ней была изображена просто пляжная сцена. Тем не менее, искусствоведы недоумевали, почему на картине изображена толпа, собравшаяся возле воды без видимой на то причины. После реставрации под слоем краски обнаружилось изображение кита, выброшенного на берег. Как полагают, закрашен кит был из эстетических соображений в 18-м или 19-м веках.