Мне не раз приходилось снимать свадьбы, но чаще по заказу, и я не чувствовал себя свободным в творческом плане. Надо было угождать клиенту, чтобы фотографии получились «красиво, как у них», «как у всех».
Но вот вновь наступил август — сезон свадеб. И на этот раз мне посчастливилось попасть на обычную сельскую свадьбу. Не формальную, не ограниченную какими-то стереотипами и непонятно кем придуманным протоколом.
Я приехал в село Кольтюгино, в 30 километрах от Тары, районного центра Омской области, когда на подворье и в домах жениха и невесты вовсю шли приготовления к скорому празднику.
Дом невесты Светланы было легко узнать по плакатам и воздушным шарам на воротах и толпе любопытных односельчан всех возрастов. Свадьбы в северных омских селах нынче редки, молодежь уезжает в города, поэтому для Кольтюгино свадьба Светланы и Павла стала всеобщим сельским праздником. О нем, я уверен, люди еще долго будут потом вспоминать.
Сначала я наблюдал, как народ спешил к дому жениха или невесты, в зависимости от того, кто кому родня.
Как искренне считают сельские люди, они надели свои лучшие и модные наряды. Впрочем, на то, кто и в чем пришел на торжество, в селе почти никто не обращает такого пристального внимания, как на свадьбах в городе.
На мой визит и мой объектив почти никто не обращает внимания. Сестры невесты помогают матери с приготовлением закусок для праздничного стола и самой Светлане — надеть непривычные для будничной жизни белые наряды. Кто-то из мужиков под этот предпраздничный шум и суматоху спешит разговеться — замахнуть на ходу рюмку-другую, благо, что отец жениха нагнал почти целую флягу самогона.
В обоих домах женщины готовят и вспоминают свои свадьбы, мужики курят и дают жениху Паше «мудрые» советы. В это же время под открытым небом, прямо во дворе дома жениха, накрывается стол. Не то, что в городе, где свадьбы проходят в столовых, кафе, где темно и душно и, как говорится, плюнуть негде.
Жених и невеста отправляются в Дом бракосочетания, в районный ЗАГС.
Там ничего интересного — рутинная процедура, но я заметил, что многие гости, не говоря уже про родителей, плакали.
На обратном пути, подъезжая к очередному мосту на трассе до поворота на проселочную дорогу, жених переносил свою невесту на руках. Такая традиция! И было три моста на этом пути домой.
Я поехал вперед свадебной машины и по дороге увидел пастухов, уже готовых к очередному «перетягу». Сотовой связи в селе нет, поэтому мужиков никто не предупреждал, когда поедут молодожены. Как выяснилось из разговора, они караулили у обочины жениха и невесту не один час.
Уже в селе дорогу свадебному кортежу с молодыми перекрывают односельчане. Сегодня на законных основаниях можно брать выкуп. Торг уместен. И он проходит очень живо и естественно.
Прежде всего, гуляние на сельской свадьбе удивляет своей искренностью.
Тамада — подруга, повара — друзья родителей, гармонист — родственник, все друг друга знают.
Застолье идет естественным чередом, без заданного сценария, а так, как велят душа и сердце, а еще, наверное, хмель, что расслабляет людей до состояния, когда душа становится распахнутой настежь.
Проводятся конкурсы, в почете — матерные частушки, а новоиспеченную тещу парни решили прокатить на телеге.
Нет на сельской свадьбе ни бумажных медалей, ни почетных званий, которые меня так утомляли на других свадьбах. И танцуют здесь не по приглашению ведущего, а когда хотят.
Сначала я удивился организованности свадьбы, несмотря на то, что она проходила фактически самотеком. Как река — течет, петляет, изгибается подковой, переходит от омута к плесу…
Тамаде обычно сложно справится со столь шумной кампанией. Но скоро я заметил: все «должности» распределены сами собой. Кто в колхозе (ныне — кооперативе) бухгалтер, тот и на свадьбе деньги собирает.
Особенно лихо отплясывали на свадьбе под «яблочко» и матерные частушки.
Сельская свадьба не сравнится по гламурности с городской, но она действительно, как поется в песне, «пела и плясала, и крылья эту свадьбу в даль несли…»
Я видел счастливых людей. Свободных и раскрепощенных. Они гуляют именно так, потому что им так нравится гулять. Быть собой, а не изображать кого-то и для кого-то — это себе могут позволить только сильные люди. И вовсе не простаки эти сельские мужики и бабы, парни и девушки, как может показаться на первый взгляд. Они — настоящие.