Сразу поясним, что разводы на Руси были всегда: и в языческие, и в христианские времена. Конечно, в разные периоды времени к этому явлению относились по-разному, но одно можно сказать с уверенностью — разводы никогда не одобрялись.
Так, к примеру, одни источники утверждают, что у язычников было принято сжигать вдов погибших в бою воинов, дабы те не имели возможности повторно выйти замуж, осквернив тем самым память о муже. Конечно же, с приходом христианства ситуация изменилась. Несмотря на то, что крайние меры остались в прошлом, церковь все же порицала разводы и не одобряла невенчанные браки.
Был установлен семейный кодекс, согласно которому все браки должны были быть освящены церковью. Но обычай закрепился в народе не сразу. Конец невенчанным бракам был положен лишь в 1774 году указом Священного Синода, который гласил, что всякий, живущий в браке без венца, будет отлучен от церкви и лишится права попасть в рай. Но даже после этого существовала возможность расторгнуть брачный союз. При этом, если муж самовольно уходил от жены, он обязан был выплатить ей компенсацию. Размеры «откупов» были указаны в «Уставе князя Ярослава о церковных судах» и варьировались в зависимости от сословной принадлежности супруга. Так, боярин должен был выплатить брошенной женушке сумму в 300 гривен, в то время как простая крестьянка получала от бывшего мужа всего 2 рубля.
Но со временем разводиться стало все сложнее: существовало множество препятствий на пути тех, кто хотел расстаться с неблаговерным супругом. Церковь считала брак священным союзом, заключенным на небесах. Развод оценивался как прелюбодеяние, и тот, кто хотел развестись, толкал на грешный путь не только самого себя, но и оставленного супруга.
По этой же причине нельзя было жениться на разведенных женщинах. Разводу предшествовало судебное разбирательство, на котором решалась судьба супругов. Существовало несколько причин, по которым супруги имели право развестись. К таковым относились случаи, когда один из супругов:
— пропал без вести и уже долгое время не подает о себе никаких вестей (это приравнивалось к смерти);
— постригся в монахи или поменял веру;
— заразился проказой (в этом случае развод совершался с обоюдного согласия; больной супруг должен был отпустить здорового, чтобы тот мог основать новую, здоровую семью);
— ведет аморальный образ жизни (посещает общественные места один, без жены/мужа, ночует в чужом доме, прелюбодействует сам или торгует честью своей жены);
— не способен исполнять супружеские обязанности либо бесплоден;
— совершил попытку убийства в отношении своего супруга;
— участвовал в заговоре против государя (князя).
При этом побои не рассматривались как причина для развода. Мужчинам запрещалось разводиться с женой, которую поразил «лихой недуг», а также с женами, которые были изобличены в чародействе и изготовлении зелий, — таковых надлежало воспитывать.
Но несмотря на это, у мужчин было больше прав: все причины для развода обычно были связаны с провинностями жены. У жен не было прав не только на игрища, но и на развод. Хотя либеральные в этом вопросе новогородцы разрешали женщинам разводиться с мужьями-импотентами.
А вот в княжеских семьях разводы были куда более интереснее, чем в обычных. Как правило, инициатива исходила от мужчины, который, находил себе более молодую «пассию» и желал обзавестись новой семьей. При этом у русских князей существовало несколько «излюбленных» причин для разводов: уход жены в монастырь (нередко недобровольный), болезнь и бесплодие.