Барри О’Кэрролл ,профессиональный фотограф из Дублина (Ирландия), составил краткое руководство по композиции для начинающих.
Здесь излагаются основные принципы и приёмы, которыми он руководствуется в своей работе. Все фото в тексте сделаны автором.
Что такое «композиция»? Этим словом называется способ группирования разных элементов в кадре. Конечно, чётких и нерушимых правил не существует, однако есть общие закономерности. В конце концов, несмотря на то, что фотография — это относительно молодая область искусства, принципы художественной композиции сложились задолго до её появления.
Поэтому — дерзайте!
Но для начала всё же прочитайте советы мастера.
1. Правило третей.
Это очень простое правило. Кадр делится на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали (как на фото).
В современных фотоаппаратах часто есть соответствующая функция — «Отобразить сетку».
Идея состоит в том, чтобы расположить важные элементы вдоль линий или в точках пересечения. Нам кажется естественным разместить главный объект посередине. Но если сместить его по правилу третей, зачастую получается более интересная композиция.
На этом снимке я поместил горизонт примерно в нижней трети кадра, а самые большие и близкие деревья — по линии справа. Если бы большие деревья были по центру, фото вышло бы слабее.
На этом снимке Староместской площади в Праге я расположил горизонт вдоль верхней трети кадра.
Большинство зданий занимают среднюю треть, а сама площадь — нижнюю треть кадра.
Церковные шпили располагаются близко к поперечной линии в правой части кадра.
2. Центрированная композиция и симметрия.
Иногда расположение объекта по центру кадра выглядит очень удачно. Центрированная композиция идеально подходит для симметричных сцен. Кроме того, они лучше смотрятся в квадратном кадре.
Этот снимок моста Полпенни в моём родном Дублине просто напрашивался на центрирование. Архитектура и дороги вообще отлично вписываются в центрированные композиции.
Ещё одна прекрасная возможность использовать в композиции симметрию — это сцены с отражениями. В этой композиции я использовал правило третей и симметрию. Дерево смещено от центра в правую часть кадра, но ровная гладь озера создаёт идеальную симметрию.
3. Объекты переднего плана и глубина.
Объекты переднего плана придают сцене ощущение глубины.
Фотографии по определению двухмерны, а объекты переднего плана помогают придать им объёмности.
На этом снимке водопада в Нидерландах камни в реке представляют собой идеальный объект переднего плана.
Снимать объекты переднего плана лучше всего широкоугольным объективом.
Этот снимок я сделал в дублинских доках на реке Лиффи. На переднем плане расположена швартовная утка, что придаёт композиции глубину. Я стоял всего в паре метров от неё.
4. Обрамление.
Обрамление — ещё один эффектный способ придать сцене глубины. Для обрамления подходят окна, арки, нависающие ветви деревьев, причём «рамка» не обязательно должна заключать в себя всю сцену.
В этом снимке площади Святого Марка в Венеции я воспользовался арочным проёмом, чтобы обрамить базилику Святого Марка и кампанилу (колокольню) на другой стороне площади.
Для обрамления годятся не только архитектурные детали. Это фото было сделано в графстве Килдэр (Ирландия). Здесь я использовал ствол справа и нависающую ветвь для обрамления сцены с мостом и лодочным навесом.
5. Ведущие линии.
Ведущие линии направляют взгляд зрителя и притягивают его внимание к важным элементам. В качестве ведущих линий можно использовать тропинки, стены, узоры и т. п.
В этом снимке Эйфелевой башни я использовал рисунок на каменных плитах в качестве ведущих линий. Все линии на земле ведут зрителя к Эйфелевой башне вдали.
Ведущие линии не обязательно должны быть ровными — на кривых линиях можно построить очень интересную композицию.
Здесь дорога подводит зрителя к правой части кадра, а затем сворачивает влево по направлению к дереву.
6. Диагонали и треугольники.
Диагонали и треугольники придают фотографиям динамичности.
На этом снимке моста Сэмюэла Беккета в Дублине композиция включает в себя много треугольников и диагоналей. Во-первых, сам мост имеет треугольную форму (по идее, он изображает кельтскую арфу на боку).
Также здесь присутствует несколько «невидимых» треугольников. Обратите внимание, что все ведущие линии в правой части кадра диагональны и образуют треугольники, сходящиеся в одной точке. Это и называется «невидимыми треугольниками».
На этом снимке Отеля-де-Виль в Париже невидимые треугольники и диагонали создают ощущение динамичности, потому что нам непривычно видеть здания под наклонным углом. Так достигается визуальное напряжение.
7. Узоры и фактуры.
Использование узоров в компоновке фотоснимков — отличный способ построить привлекательную композицию. Так же хорошо могут смотреться и фактуры неправильной формы.
Эти два снимка я сделал в Тунисе. На первом узор брусчатки как бы ведёт глаз к строению под куполом. Само строение также образует узор благодаря череде арочных проёмов. Купол перекликается по форме с округлёнными арками под ним.
На этом снимке мне очень понравилась фактура булыжников мостовой. Она не такая правильная, как узор на первом фото, но игра света и тени на поверхности камня очень выразительна. Фактура стен и потолка дополнительно украшает композицию.
8. Правило нечётного числа.
Согласно этому правилу, изображение воспринимается лучше, если содержит нечётное количество предметов.
Предположительно, чётное количество отвлекает зрителя, потому что ему трудно решить, на каком из предметов остановить взгляд.
Нечётное число объектов считается более естественным и привлекательным.
Этот снимок построен по правилу нечётных чисел. Я намеренно поместил в кадр три арки. Мне кажется, две арки смотрелись бы хуже и отвлекали зрителя.
На этом снимке двух венецианских гондольеров видно, что я нарушил правило нечётных чисел.
Действительно, внимание переключается с одного гондольера на другого. Но ведь беседа двух человек так и протекает — взад-вперёд. Поэтому, на мой взгляд, чётное число в данном случае уместнее.
9. Заполнение кадра.
Иногда бывает очень эффектно заполнить весь кадр объектом, оставляя вокруг самый минимум пространства. Это автоматически фокусирует внимание зрителя на главном объекте.
Кроме того, это даёт зрителю возможность рассмотреть детали, которые не видны на более общем плане. Для заполнения кадра иногда приходится снимать на столь малой дистанции, что отдельные элементы остаются за кадром. Это часто даёт очень оригинальную и интересную композицию.
На этом снимке моего домашнего котика я целиком заполнил кадр его мордой, обрезав края головы и гривы.
На этом снимке Собора Парижской Богоматери я оставил самую малость пространства по краям здания. Я хотел акцентировать внимание на архитектурных деталях фасада.
10. Негативное пространство.
Если оставить вокруг объекта много негативного («пустого») пространства, может выйти очень эффектный кадр. Это придаёт снимку ощущение простоты и минимализма. Как и при заполнении кадра, внимание зрителя автоматически фокусируется на основном объекте.
Этот снимок огромного изваяния индуистского бога Шивы на Маврикии — хороший пример использования негативного пространства. Разумеется, изваяние является основным объектом, но я оставил вокруг него много чистого небесного пространства. Это фокусирует наше внимание на самой статуе и в то же время даёт основному объекту достаточно «воздуха».
Кроме того, композиция создаёт ощущение простоты. В этой сцене нет ничего сложного — только статуя на фоне неба и больше ничего.
11. Простота и минимализм.
Чтобы добиться простоты, следует делать снимки с несложным задним планом, не отвлекающим внимание от основного объекта. Также можно выбрать отдельную деталь объекта и снять её крупным планом.
На этом снимке я крупным планом запечатлел капли воды на листике в саду. Это очень простой объект, но именно благодаря своей простоте он так красиво смотрится. Для подобных фотографий нужен хороший макросъёмочный объектив.
На этом снимке дерева на рассвете я использовал очень простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание на дереве. Здесь эффект простоты и минимализма достигается с помощью негативного пространства.
12. Отделение объекта от фона.
Отделение объекта от фона с помощью низкой глубины резкости — удобный способ упростить композицию. Используя широкую диафрагму, можно размыть фон, который иначе бы отвлекал внимание от главного объекта. Это особенно полезно при портретной съёмке.
Для этого снимка кошки в ящике я выставил диафрагму на f/3,5; при таком большом значении фон выходит сильно размытым. В итоге взгляд фокусируется на кошке и не отвлекается на яркий фон.
13. Ракурсы.
Большинство снимков делаются на уровне глаз. Но при съёмке сверху или снизу можно создать более оригинальную и интересную композицию для привычного объекта.
Этот снимок ночного Парижа был сделан с крыши башни Монпарнас в 15-м округе. С высоты можно запечатлеть шикарные виды города, особенно ночью.
Снимок выше я сделал по колено в ручье близ Баллихары (графство Лимерик, Ирландия). Спустившись вниз, я смог запечатлеть движение проточной воды по камням.
14. Цветосочетания.
Об этом часто забывают, но использование цвета — отличный инструмент для построения композиции.
Здесь изображён цветовой круг. Как видите, цвета расположены сегментами в логичной последовательности.
Цвета, расположенные противоположно друг другу, называются дополнительными.
В фотографии дополнительные цвета способны придать композиции завершённость и яркость.
На этом снимке Здания ирландской таможни в Дублине я запечатлел выразительное сочетание синего с жёлтым. Жёлтые тона освещённого здания прекрасно контрастируют с синевой ночного неба.
Красный и синий также дополняют друг друга на цветовом круге. На прошлое Рождество торговый центр «Стивенс-Грин» в Дублине подсвечивался красным. Это очень эффектно смотрелось на тёмном фоне синего вечернего неба.
Синий цвет вечернего неба вообще отлично подходит как фон к архитектуре и огням большого города. Чернота ночного неба не даёт такого эффекта, слишком резко контрастируя с городскими огнями.
15. Правило свободного пространства.
Правило свободного пространства описывает направление, в котором смотрят или движутся объекты фотосъёмки.
На этом снимке катер расположен в левой части кадра, двигаясь слева направо. Обратите внимание, что по направлению движения катера (справа) пространства гораздо больше, чем за кормой.
То же правило применимо и к съёмке людей. По правилу пространства, лицо или взгляд объекта съёмки должны быть направлены в кадр, а не за его пределы.
Посмотрите на этот снимок музыканта. Я скомпоновал фото так, что он сидит в левой части кадра. Музыкант повёрнут лицом вправо (с нашей точки зрения), в пространство между ним и правым краем кадра.
Если бы он смотрел в другую сторону, его взгляд был бы направлен вовне, что выглядело бы странно. Глядя в пространство кадра, он ведёт глаз зрителя мимо человека, опёршегося на перила, к танцующей паре справа.
16. Правило «слева направо».
Есть теория, что мы «считываем» изображение слева направо, как текст в книге. Поэтому рекомендуется компоновать кадр так, чтобы движение происходило слева направо.
На этом снимке женщина выгуливает собаку в саду Тюильри в Париже, двигаясь от левой части кадра к правой.
17. Равновесие элементов.
Если строго следовать правилу третей, сцена может иногда получиться неуравновешенной, и в кадре возникнет «вакуум».
Избежать этого можно, скомпоновав снимок так, чтобы в противоположной части кадра оказался второстепенный по важности или размеру объект. Это уравновесит композицию, не смещая акцент с главного объекта съёмки.
Посмотрите на эту фотографию фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам столб заполняет левую часть кадра, а далёкая Эйфелева башня создаёт ему противовес на правой стороне.
Этот снимок я сделал в Венеции. На одной стороне кадра снова доминирует декоративный фонарный столб. На другой стороне он уравновешивается церковной колокольней в отдалении.
18. Сопоставление.
Сопоставление — важный композиционный приём в фотографии.
Сопоставлением называется объединение двух и более элементов в одной сцене, которые либо контрастируют друг с другом, либо дополняют друг друга.
Взгляните на этот снимок из Парижа. В нижней половине кадра расположены слегка потрёпанные временем книжные киоски, заваленные хламом и обвешанные плакатами. Однако надо всем этим во всём своём великолепии высится средневековый Собор Парижской Богоматери.
Эта жемчужина зодчества является воплощением порядка и строгости — в отличие от простеньких, но симпатичных книжных киосков внизу. Несмотря на резкий контраст между ними, эти два элемента отлично сочетаются.
Снимок вверху тоже был сделан во Франции, но на этот раз в живописной деревушке Мессак на юго-западе. Старый Ситроен 2CV отлично смотрится на фоне типичного французского кафе. Два элемента идеально дополняют друг друга.
19. Золотые треугольники.
Этот композиционный принцип очень похож на правило третей, только вместо прямоугольной сетки кадр разделяется диагональю от угла до угла. Затем из двух оставшихся углов проводятся линии к центральной диагонали.
Короткие линии встречаются с длинной под прямым углом, как на фото. Это разделяет кадр на треугольники.
На фото выше имеются чёткие диагонали, повторяющие контуры «золотых треугольников». Полосы света от машин идеально следуют диагонали, идущей из верхнего правого угла в нижний левый. Верхушки зданий слева располагаются недалеко от левой короткой диагонали. Короткая линия справа встречается с длинной в верхнем углу зданий.
На этом снимке правило треугольников не столь очевидно. Головы статуй образуют «невидимый треугольник». Эта линия ведёт нас к Эйфелевой башне вдали. Короткая линия слева встречается с длинной ровно посередине Эйфелевой башни. Короткая линия справа проходит меж двух статуй.
20. Золотое сечение.
Золотое сечение — это сечение отрезка на две части так, что длина большей части относится к длине меньшей части так же, как длина всего отрезка к длине большей части.
Непонятно? На самом деле это просто.
Это похоже на чуть более сложный вариант правила третей. Вместо обычной сетки кадр делится на квадраты, как на фото ниже. Затем на основе квадратов рисуется спираль, похожая на раковину улитки. Она называется «золотой спиралью».
Квадраты помогают располагать элементы в кадре, а спираль задаёт общий ритм сцены. Это как невидимые ведущие линии.
Считается, что принцип золотого сечения в композиции был открыт в Древней Греции более 2400 лет назад. Особую популярность он приобрёл в эпоху Возрождения. Его широко применяют в искусстве и архитектуре.
Этот снимок я сделал в Венеции. Мост и ступеньки слева занимают большой квадрат. Золотая спираль идёт отсюда через верх моста к двум сидящим женщинам внизу.
Золотое сечение можно использовать в разных направлениях. На этом снимке, сделанном в Праге, спираль ведёт нас через мост к замку на том берегу.