После того, как врачи приняли роды у винничанки Натальи Рыбак, ее новорожденная дочка София в крайне тяжелом состоянии попала в реанимацию – в родах ей сломали ключицу, шею, повредили половые органы.
Врачи говорят: «Бывает, могло быть и хуже»… — Сделали бы жене кесарево, как ей врач рекомендовала, — проблем бы не было, — уверен муж Натальи Игорь Нанивский.
Но такое ощущение, что врачам как-то все равно, что произошло – полное равнодушие. Врачей не дозовешься, с таким отношением, как там, страшно детей заводить. Кесарим – не кесарим?
В первый роддом Наталья поступила в ночь на первое октября – отошли воды. Особых сюрпризов не ожидалось — мама здорова, ребенок тоже, роды — в срок, все обследования прошла.
Единственный нюанс: врач, который ее вел, рекомендовала ей кесарево сечение из-за положения плода — тазового и смешанного. Но у врачей роддома по этому поводу было свое мнение: кесарево – не показано, будет рожать Наташа естественным путем. Потом, правда, это мнение по ходу меняли несколько раз. — Когда наш врач Светлана Кравченко меня обследовала, у нее были какие-то сомнения, — говорит Наташа. – Но потом сделали УЗИ, которое показало, что предлежание тазовое, потому решили рожать так. А часа в четыре меня врач опять взяла посмотреть на кресло и говорит: «Там все-таки ножка пошла, так что будем делать кесарево» и пошла искать анестезиолога.
«Мы что, вам воду заливать будем?» Около шести часов вечера у Натальи начались сильные схватки. Игорь, который был все время рядом с женой, выбежал в коридор и начал усиленно интересоваться – где, собственно, анестезиолог и прочие врачи, потому как «уже началось».
Никто не знает. Медсестры демонстрируют олимпийское спокойствие – все идет, как надо. — Я сильно беспокоился, все-таки воды у жены отошли уже шестнадцать часов назад, — говорит Игорь. – Я в этом не разбираюсь, но когда я спросил или это не опасно, мне ответили: «Так что, мы в вас воду заливать должны?» — хамское отношение. Я часа полтора бегал по отделению – просил врача позвать. У жены уже начались реальные роды, и, как мне потом сказали, кесарево делать было уже поздно.
Тут и врач появилась. Она посмотрела, по-моему, даже испугалась. Говорит: «Рожаем – обычным способом». Я спросил, как же так – только что ведь собирались кесарево делать?! А она: «Да не переживайте, мы и не такие роды принимали». Анестезиолог был занят! Пару часов Наташа еще провела в палате, затем, по словам Игоря, что-то произошло, и ее срочно посадили на кресло. — Сначала прибежал один врач, потом другой, потом анестезиолог появился, — говорит Игорь.
– Там только врачей семь-восемь было, плюс остальной медперсонал. Я почувствовал, что что-то не то происходит. Когда достали Софию, было уже около девяти вечера. Я когда ее увидел – ребенок был синий, насколько я понял, у нее не было ни дыхания, ни сердцебиения.
То, что я видел – это был кошмар. Прямая кишка вылезла наружу, половые органы были повреждены так, что было такое ощущение, что ребенка тянули за одну ногу и надвое разрывали. Ее разными аппаратами стимулировали, пытались вернуть к жизни.
Мама жены расплакалась, доктор тоже… Часа два ее откачивали. Потом скорая приехала, ребенка забрали в реанимацию в детскую областную. Мне потом сказали, что у ребенка асфиксия, тяжелые роды были… Я спрашивал, почему же не сделали кесарево, мне говорят: «А что вы хотите, анестезиолог был занят»!
Софию до сих пор нельзя прикладывать к груди В детскую областную больницу новорожденная София, по словам врачей, поступила в крайне тяжелом состоянии. У нее была сломана ключица, сломан первый шейный позвонок, было кровоизлияние в мозг, глубокая травма промежности и половых органов. Потом к этому присоединилась пневмония. Сейчас, спустя полтора месяца, она постепенно приходит в себя, хотя, в основном или спит сутками, или постоянно плачет.
— Сейчас состояние ребенка – средней степени тяжести, соматически и неврологически, — говорит врач отделения патологии детской областной больницы Руслана Гомон. – Но первые три недели состояние было тяжелое – из-за перенесенной тяжелой родовой травмы и асфиксии.
Какие-либо прогнозы сейчас тяжело делать, сейчас только восстановительный период идет. Но у ребенка уже нет судорог, она в сознании, вернулись рефлексы, единственное, что ребенок пока не может самостоятельно питаться – нет координации между сосанием и глотанием. Врачи все правильно сделали Главврач первого роддома Виктор Коваленко утверждает, что в том, что произошло с ребенком, вины врачей нет. Всякое, мол, случается и от такого никто не застрахован – предвидеть подобный исход они не могли, и вообще – хорошо, что ребенок жив. Действия врачей были правильные, грамотные и по протоколу.
— В этом случае, к сожалению, были осложнения, которые возникли под конец родов, — говорит Виктор Коваленко. – Перед самыми родами у матери возникла преждевременная отслойка плаценты. Из-за этого врачам пришлось срочно изымать ребенка, чтоб не дать ему погибнуть. Такие случаи, как отслойка плаценты, бывают, и прогнозировать, или как-то предупреждать их – невозможно. По его словам, травмы, которые получила София во время родов – вполне нормальные. Предлежание у ребенка было не смешанное, а чисто тазовое, так что кесарево было не показано. Никто ребенка за ноги не вытягивал, так что травмы промежности и половых органов никак не могли быть связаны с родами и максимум, что там могло быть – небольшие синяки. Перелом ключицы – обычное явление в таких случаях, более того, иногда на перелом ключицы врачи сознательно идут, чтоб спасти ребенка, когда он ручки закидывает. То же касается перелома шеи – бывает, врачи не виноваты, их задача была – как можно быстрее закончить роды.
А в то, что не могли найти анестезиолога, он просто не верит, не могло такого быть. В общем, жаль, конечно, что так получилось, но могло быть и гораздо хуже. Р.S. По словам родителей Софии, роддом они вспоминают с содроганием и такие объяснения их не удовлетворяют. Особенно на фоне полного равнодушия к ним врачей роддома. — Отношение врачей в роддоме поразило, — говорит Наташа. – Все то время, что я там лежала, врач, которая принимала Софию, даже не пришла и не поинтересовалась – как ребенок или как я себя чувствую? Ни разу…