Учёные нехотя признают.
Уже 15 лет Таня Джонсон сводит своего начальника с ума.
Дело не в её деловых качествах; доктор Роберт Сабо говорит, что Джонсон — отличная медсестра. Нет, желание задушить её появляется у него, когда она принимается хрустеть костяшками пальцев.
«Я ей всё время говорил: прекрати, это вредно для здоровья», — говорит Сабо.
Казалось бы, Джонсон могла бы и послушаться, учитывая, что Сабо — специалист по хирургии кисти в Медицинском центре Университета штата Калифорния в Дэвисе и бывший председатель Американского общества хирургии кисти.
Но она продолжала хрустеть.
«Я ему сказала: докажите, что это вредно», — говорит она.
Но Сабо не мог. Поэтому когда его коллега д-р Роберт Бутен, радиолог в Университете штата Калифорния в Дэвисе, пригласил его поучаствовать в исследовании хруста суставов, Сабо тут же согласился.
Идея была проста: собрать любителей похрустеть суставами (включая Джонсон) и попросить их заняться любимым делом, применяя ультразвук, чтобы понять, что же на самом деле происходит в суставе. Затем изучить суставы до и после хруста и сравнить их с суставами тех, кто не хрустит пальцами, чтобы выявить возможные проблемы вроде опухания кисти и снижения силы захвата.
Сабо был уверен, что исследование докажет медсестре: пора прекратить мучить костяшки (и он наконец сможет вздохнуть с облегчением). Но всё вышло иначе.
У любителей хрустеть суставами не обнаружилось никаких проблем. Более того, после хруста подвижность пальцев возрастала!
Это исследование пока не опубликовано, но оно было представлено в декабре на заседании Радиологического общества Северной Америки.
В чём причина хруста?
Помимо плюсов и минусов суставного хруста Бутен и Сабо хотели выяснить, что происходит внутри хрустящего сустава.
Изучив ультразвуковые снимки 400 костяшек, учёные обнаружили поразительную вещь: при похрустывании в суставе возникала внезапная яркая вспышка.
По их предположению, происходит вот что: когда вы хрустите костяшкой пальца, вы разводите две поверхности сустава, что понижает давление в суставе. Отрицательное давление высвобождает газ, растворённый в суставной жидкости, а яркая вспышка — результат образования пузырька.
«Видимо, именно поэтому сустав становится подвижнее после хруста: при понижении давления происходит расслабление связочного аппарата», — говорит Бутен.
Мифология суставного хруста.
Так почему же похрустывание пальцами считается таким ужасным, если в нём нет никакого вреда?
«Все бабушки и тётушки говорят, что это вредно, но никто не знает, откуда взялось это предубеждение», — говорит д-р Грег Кочук, специалист по восстановительной медицине в Университете провинции Альберта.
У него есть своё предположение, основанное на бурной реакции, которую вызвало его собственное исследование суставного хруста, опубликованное в прошлом году.
«Нам написало очень много людей, и хотя некоторые говорили, что хрустеть суставами приятно и полезно, многих других это отвращает», — говорит он.
Он полагает, что именно поэтому бабушки из поколения в поколение запрещают детям хрустеть суставами: их раздражает сам звук.
«Это лишь моё мнение, но у меня сложилось впечатление, что некоторых так отвращает этот звук, что они сочинили миф о вредности», — говорит он.
Впрочем, в чём-то наука согласна с бабушками. Масштабное и часто цитируемое исследование 1990 года обнаружило, что у любителей похрустеть выше вероятность опухания кисти и пониженной силы захвата.
Но Бутен и Кочук указывают на недостатки этого исследования, проведённого более четверти века назад. Во-первых, если врачи знали, кто из участников исследования хрустит суставами, а кто — нет (об этом в описании исследования умалчивается), они могли быть предвзятыми в своих оценках.
Во-вторых, авторы исследования не пишут, как именно они измеряли опухание и силу захвата.
Тем не менее, Бутен и Шабо первыми признают, что их исследование не отвечает на все вопросы, особенно с учётом того, что они изучали только краткосрочные последствия. Они не исключают, что в будущем какое-нибудь более масштабное и тщательное исследование может опровергнуть их результаты.
«Костяшки ещё не отхрустели», — написал Бутен в электронном письме, сопроводив эту фразу смайликом.
Однако до тех пор, как бы ему ни было неприятно это признавать, Сабо лишился повода запрещать медсестре хрустеть суставами.