Ещё в XIX и начале ХХ века в Китае казнь считалась предпочтительным наказанием по сравнению с тюрьмой, потому что пребывание в заключении оказывалось медленным умерщвлением. Нахождение в тюрьме оплачивалось родственниками, и те сами часто просили, чтобы виновного убили. «Азиатская духовность» во всей красе.
Кликуши из интеллигентов продолжают оплакивать мнимую гибель европейской цивилизации, и взамен ей призывают искать духовную опору в азиатских державах – типа Индии и стран Юго-Востока. Краткой поездки по «святым местам» Азии оказывается достаточно, чтобы проникнуться очередной спасительной идеей нью-эйджа, будь то какой-либо вид духовной гимнастики или церемонией чаепития.
Правда, белые дауншифтеры почему-то не задумываются над простым фактом: сами азиаты не горят жить в своей «духовности», пронизанной такими «скрепами», как ужасающая жестокость и пренебрежение элементарными правами человека. Местные креаклы бегут на загнивающий Запад, и оттуда многие из них ещё и занимаются подрывной работой.
Конечно, в последние десятилетия азиатские режимы стали менее жестокими, и в тех же репрессиях гибнут уже не сотни тысяч и даже не миллионы, как ранее. Но от этого «духовные скрепы» и «традиции» не перестали быть цементом местных обществ. Да, за вольнодумство (к примеру, за несанкционированный доступ к Фейсбуку) местному креаклу уже не отрубят голову, но посадить на цепь в каземат – запросто.
В том же Китае, который российские патриоты и державники считают за образец, система стала более вегетарианской, чем при Мао или императорах. Но не стоит забывать, как отсталые народы легко скатываются в дикость. 5-10 лет – и от прежнего налёта европейских заимствований не остаётся и следа. Блог Толкователя уже показывал, как это происходит, на примере Афганистана или Египта (см. сноску ниже). А уж об отсталых странах Африки, сначала покинутых европейскими колонизаторами, а потом и их учениками, автохтонной бюрократией – и говорить не приходится (геноцид в Руанде, Конго и т.д.).
Вспомним, как ещё 100-120 лет назад была устроена карательная система Китая.
От европейской она отличалась тем, что представляла собой волюнтаристскую систему. Императорские указы о наказаниях касались только самых злостных государственных преступлений – сдаче в плен во время войны, шпионаже, и т.п., всё остальное отдавалось на откуп местным властям и судьям.
Китайская инструкция по пыткам и четвертованию преступников
Каждый судья считал своим долгом выдумать собственные расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, попавшемуся второй раз рецидивисту другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, выламывали рёбра, варили в котлах, распинали (часто просто ставили на колени и привязывали руки и оставляли под лучами солнца). Особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьём с оставлением головы на поверхности – считалось, что медленная смерть на главной площади города являлась хорошим назиданием людям.
Очень широко применялась кастрация, заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови.
Китай был царством того, что на китайском называется «жоу син» -«членовредительские наказания»: топоры и секиры, ножи и пилы для отпиливания конечностей, долота и сверла для удаления коленных чашечек, палки, плети, иглы – всё это шло в дело в местной системе «юстиции».
Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась «осуществить пять видов наказаний». Преступника следовало: клеймить, отрубить руки или ноги, забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение.
В тюрьмах осужденных не держали – слишком дорого. Если у родственников имелись деньги, то так и быть, они могли взять своего близкого на содержание (обычно он сидел в земляной яме). Но позволить себе это была способна мизерная часть общества. Потому главным способом наказания за незначительные преступления (кража, оскорбления чиновника и т.п.) были колодки. Самый распространенный тип колодки – «канга» (или «цзя»). Применялась она очень широко, так как не требовала от государства строить тюрьму, а также препятствовала побегу. Подчас ради дальнейшего удешевления наказания в эту шейную колодку заковывали несколько заключённых. Но и в этом случае кормить преступника должны были родственники или сердобольные люди.
Обезглавливание считалось самой страшной казнью – китайцы верили, что в загробном мире они будут выглядеть такими, какими встретили свою смерть.
Поэтому по просьбе родственников, а чаще за взятку, чаще применялись другие виды казней:
— Удавление. Преступника привязывали к столбу, вокруг шеи обворачивали веревку, концы от которой находились в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. Удавление могло длиться очень долго, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.
— «Клетка», или «стоячие колодки» (Ли-цзя) — устройство для этой казни представляет собой шейную колодку, которая была укреплена поверх сплоченных в клетку бамбуковых или деревянных шестов, на высоте примерно 2 метров. Осуждённого помещали в клетку, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу, чтобы затем их медленно убирать. Палач убирал кирпичи, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его, так продолжаться могло месяцами, пока не убирались все подставки:
— Распиливание пополам. Для этого тело преступника крепко зажимали в незакрытый гроб, который потом ставили вертикально вниз головой. После этого распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. За взятку можно было «гуманизировать» процесс – распилить преступника поперёк.
— Лин-Чи – «смерть от тысячи порезов» или «укусы морской щуки» — самая страшная казнь путём отрезания от тела жертвы маленьких кусочков в течение длительного периода времени. Такая казнь следовала за государственную измену и отцеубийство. Лин-чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак:
Но был способ избежать этих чудовищных видов казни – за большую взятку. За эквивалент примерно 10 тысяч нынешних долларов тюремщик мог дать преступнику, ожидающему смерти в земляной яме, нож или даже яд. Но понятно, что в нищем Китае такие траты могли себе позволить немногие.
Фотографии конца XIX века, на которых запечатлены китайские преступники и их наказания.
Первые цивилизованные казни в Китае – расстрел французскими оккупантами участников восстания боксёров, 1900 год.