Война — это всегда плохо. Это потерянные жизни, разрушенные судьбы. Также это и разрушенная инфраструктура, которую надо как-то восстанавливать или строить новое.
Так случилось и с Донбассом. Так после освобождения его от фашистов в 1943 году Донбасс был почти разрушен полностью. Тогда работа по добыче угля была полностью приостановлена, все 882 шахты были затоплены или разрушены, техника была выведена из строя.
Тогда американские журналисты написали, что для того, чтобы возобновить и отродить регион понадобится не одно десятилетие. Но они ошиблись. Уже спустя 4 года, в 1947 году, обьемы добычи угля превысили довоенные показатели.
В 1925 году в Горловке родилась Марина Гришутина. Именно она после войны стала одной из основательниц женского движения, которое дало Донбассу второе дыхание. И это в ее 18 лет!
Девушка решилась пойти работать в шахту. Она слышала, как отец жалуется, что некому добывать уголь и ей хотелось помочь. Она не боялась тяжелой работы и согласилась стать шахтеркой.
Спустя некоторое время работы на шахте Марина стала выдавать 11,5 мужских норм. Чтобы вы понимали, знаменитый Стаханов добывал 12 норм. И это при том, что мужчины работали отбойным молотком, а Марина — обушком.
О таких неслыханных рекордах девушки очень быстро услышали в издательстве газеты "Правда". Они сразу же посвятили героичной комсомолке целую статью. Заметка в газете про Марину Гришутину очень быстро дошла до фронта и мужчины-солдаты вдохновлялись этой историей. Между солдатами даже пошла поговорка, что они будут быть врага так же яростно, как Гришутина добывает уголь.
Интересным является также тот факт, что танк, на который поцепили фото Гришутиной, а сделал это ее земляк Иван Олейник, первым вошел в Берлин.
В том же году, когда сама Марина пошла работать на шахту, она решила привлечь к этому делу женщин со всей страны. Так женщины из Белоруссии, западной Украины и других регионов воодушевились примером Марины и тоже пошли работать на шахту.
Так было организовано около 20 бригад, в которые входили только женщины. И для увеличения продуктивности ввели соревнования. Так команда Гришутиной, почти всегда была среди победителей.
Так в течение трех лет Гришутина и ее помощницы смогли поставить разным заводам по всей стране около 55 вагонов с углем. А в свои 19 лет Марина добыла 40 тонн сырья и это был абсолютный рекорд. Если не считать результатов Стаханова, который нарубил 102 тонны угля.
И что самое удивительное, что условия работы для шахтеров были не самыми легкими. Женщинам иногда доводилось работать почти что лежа. НО несмотря на это они всегда выдавали за смену больше положенной нормы. Спускаться в шахты иногда приходилось по деревянным лестницам, что уже выматывало. Но никто не жаловался, все делали дело.
Даже когда приходилось добывать уголь стоя по колена в воде, и единственным источником света могли быть лампочки на каске. А так как шахты часто располагались очень близко к фронту, то могли и снаряды прилететь. Не все, кто работал на шахте возвращались домой. Люди часто гибли на производстве.
В 1943 году еще и зарплату не платили. За работу на шахте платили продуктами, чтобы не умереть с голоду. А вместо премии выдавали ткань для пошива одежды. Только в 1944 году зарплату стали наконец выдавать деньгами.
После окончательного завершения военных действий Марина Гришутина пошла учится в техникум. Позже ей предложили работу на шахте, но руководящую должность. Она была руководителем добычного участка и ей пришлось руководить целой бригадой мужиков-горняков.
С 1956 года Марина больше не работала под землей и свою карьеру закончила в должности горного диспетчера шахты в 1970 году.
Ей присвоили звание заслуженного шахтера УССР и почетного гражданина Горловки. Была избрана в Горловский городской совет и работала там на протяжении 30 лет. Также женщину наградили множеством медалей и орденов. Мария Гришутина ушла из жизни в 1993 году.