Картины — это не просто красивое отражение действительности, пропущенной через призму видения автора. И далеко не всегда на картинах изображено то, что кажется на первый взгляд.
1. “Богатыри”, Виктор Васнецов, 1898 год
Среди картин, висящих в Третьяковской галерее, “Богатыри” кисти Васнецова — одна из писавшихся наиболее долго. В общей сложности работа над шедевром отняла у художника 27 лет. Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. На полотне можно найти несколько тому подтверждений:
сгущающиеся тучи;
меч, который Добрыня Никитич достает из ножен;
лук наготове в руках Алеши Поповича.
Образ Ильи Муромца художник писал с императора Александра III, Добрыни — с себя, а прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен. Скорее всего, им был какой-нибудь крестьянин: Виктор Михайлович очень часто использовал лица “из народа”.
2. “Неравный брак”, Василий Пукирев, 1862 год
История создания этой картины напоминает старомосковский вариант Санта-Барбары. Она, старый муж, молодой отвергнутый соперник. В действительности прототипами героев картины стало известное в Москве купеческое семейство Карзинкиных. С той поправкой, что в действительности жених был не критично старше невесты — всего лишь на 10–12 лет. Седины и обилие морщин на его лице появилось только из-за маленькой мести за друга, Сергея Варенцова, которому Елена, в замужестве Карзинкина, отказала из-за его низкого достатка. А вот внешне писалась невеста с родственницы Варенцова – Прасковьи Варенцовой. Её, кстати, выдали замуж за князя Цицианова, который был на много лет старше ее, и этот брак был несчастливым, и закончила Прасковья свою жизнь в богадельне. Напророчил, значит…
3. “Утро в сосновом лесу”, Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год
Знаменитый пейзаж Ивана Шишкина — вовсе не его личная заслуга. Мало кто знает, что над полотном работали два художника: сам Иван Иванович и Константин Аполлонович Савицкий. Первый занимался исключительно лесом, второй — медведями. Скажем больше — сам сюжет картины тоже принадлежит не Шишкину, а его коллеге. Но бытует легенда, что Павел Михайлович Третьяков перед покупкой раскритиковал медведей, заявив, что они страшные, и фамилия Савицкого на полотне была замазана.
4. “Явление Христа народу”, Александр Иванов, 1857 год
Эта картина была главной работой в жизни художника. Творил он в Италии, создав за 20 лет упорного труда около 500 этюдов и эскизов. Вся Россия говорила о том, что Иванов пишет эпохальное полотно. Когда он закончил работу и решил отвезти ее в Петербург, корабль попал в сильный шторм. И тогда художник свернул холст в трубу и поднял над головой, чтобы умереть вместе с творением, но не увидеть его гибели. Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно — были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Но гениальность Иванова была в том, что он провидел время — годы спустя так будут работать импрессионисты. Спустя месяц после презентации Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Получить вознаграждение за свою работу художник так и не успел.
5. “Московский дворик”, Василий Поленов, 1878 год
Если сравнить “Московский дворик” и другую картинку Поленова “Бабушкин сад”, то станет понятно, что на обоих полотнах изображён один и тот же дом. Он находился в районе Арбата, только написал его Василий Дмитриевич с разных сторон. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра — бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец